Одна и та же буква пишется на месте всех пропусков в рядах:
Одна и та же буква пишется на месте всех пропусков в рядах:
Пишется и на месте пропуска в словах:
Двойные согласные пишутся в словах:
Пишется о на месте пропуска в словах:
Укажите слова, в окончании которых пишется буква е:
Укажите слова, в суффиксах которых пишется буква и:
Пишется е на месте пропуска в словах:
Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:
Укажите номера пропусков, где пишется ни:
Всеми покинутый, Сергей Васильевич Шацкий, как 1)н.. старался, 2)н.. мог отделаться от тягостного впечатления, будто 3)н..кого, кроме него, нет в этом огромном, бушующем, всепоглощающем мире. И сама мысль об этом 4) н.. могла 5)н.. удручать его.
Укажите ряды, в которых нет орфографических ошибок:
Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
Какие предложения соответствуют данной схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?
[..., |деепричастный оборот|].
Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?
[ ], и [ ]
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Всю неделю шёл дождь1)_ навевающий скуку2)_ и3)_ хотя сегодня он только ещё начинался, но по тому4)_ как плотно заволокло небо серыми унылыми тучами, было ясно5)_ зарядит он очень надолго.
Укажите односоставные предложения:
Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении местоимению?
Уважать себя труднее, чем любить.
Укажите существительные, которые относятся к 1-му склонению:
Строение каких слов соответствует схеме:
приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание?
Речевые нормы нарушены в предложениях:
Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
(1) Два дня и три ночи бесилась непогода, на третий день улеглась.(2) Ветер стих, неожиданно уступив тишине и морозу. (3) Малиновый солнечный шар коснулся края небесной лазури. (4) Он всплывал из-за леса, уменьшаясь и плавясь в слиток золота. (5) И вдруг этот слепящий слиток быстро отделился от горизонта.
(6) Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. (7) Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. (8) На другом небесном краю ещё умирал сизый сумрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко оттеняемый этим светлым сумраком, бледнел над лесами, когда снега заискрились вокруг. ( 10) Ели, отягощённые белыми снежными клубами, изменили свои очертания, но безмолвствовали. ( 11) Кроны старых сосен гордо остались сами собою.
(12) Пар ещё не остывших влажных низин поднялся на уровень древесных вершин и замёрз, рассыпался на свободных от снега ветках берёз. (13) Несчётные россыпи мельчайших бисеринок засверкали на солнце. (14) С последним колыханием исчезающего осеннего тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал неспешно гранить, ковать, серебрить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.
(16) Лесная речка, ещё вчера бежавшая навстречу метели, начала сдавливаться серебряными зубцами. (17) Прозрачный лёд смело наползал на середину струи, сужая водяной ток прочным панцирем.
(18) И всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:
Правильными являются утверждения:
(1) Географическая оболочка является крупнейшим природным комплексом Земли. (2) И три внешние оболочки Земли — литосфера, гидросфера, атмосфера — тесно взаимосвязаны. (3) Так, газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. (4) Вода просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. (5) И далее частицы горных пород попадают в атмосферу, а растворимые вещества — в воду. (6) Всё это происходит при участии солнечного света и тепла. (7) В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образуют единую систему — географическую оболочку.
(8) Условия в географической оболочке благоприятны для развития жизни. (9) Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы, которые затем начали в ней развиваться и распространяться. (10) Впоследствии они сами стали важнейшим элементом географической оболочки, изменив и объединив остальные её части.
(11) Именно эти организмы создали «живую» оболочку Земли — биосферу. (12) Согласно учению о биосфере Владимира Ивановича Вернадского, известного русского учёного, академика, биосфера состоит из живых веществ, то есть из всех живущих на Земле организмов, и неживых веществ, созданных и переработанных этими организмами. (13) Необходимо отметить, что биосфера находится в постоянном движении: её развитие продолжается и в настоящий период существования планеты.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
(1) Два дня и три ночи бесилась непогода, на третий день улеглась.(2) Ветер стих, неожиданно уступив тишине и морозу. (3) Малиновый солнечный шар коснулся края небесной лазури. (4) Он всплывал из-за леса, уменьшаясь и плавясь в слиток золота. (5) И вдруг этот слепящий слиток быстро отделился от горизонта.
(6) Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. (7) Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. (8) На другом небесном краю ещё умирал сизый сумрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко оттеняемый этим светлым сумраком, бледнел над лесами, когда снега заискрились вокруг. ( 10) Ели, отягощённые белыми снежными клубами, изменили свои очертания, но безмолвствовали. ( 11) Кроны старых сосен гордо остались сами собою.
(12) Пар ещё не остывших влажных низин поднялся на уровень древесных вершин и замёрз, рассыпался на свободных от снега ветках берёз. (13) Несчётные россыпи мельчайших бисеринок засверкали на солнце. (14) С последним колыханием исчезающего осеннего тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал неспешно гранить, ковать, серебрить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.
(16) Лесная речка, ещё вчера бежавшая навстречу метели, начала сдавливаться серебряными зубцами. (17) Прозрачный лёд смело наползал на середину струи, сужая водяной ток прочным панцирем.
(18) И всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света.
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 17-м предложении текста:
(1) Лексика — это словарный запас языка. (2) Центральную, ядерную, часть лексики составляют слова, актуальные для современных носителей русского языка, и прежде всего общеупотребительные слова.
(3) Это слова, понятные всем говорящим на русском языке и необходимые для их повседневного общения, независимо от их занятий, профессии, места жительства, социальной принадлежности, возраста и т. д.
(4) Они образуют активную лексику. (5) Это, например: человек, голова, учить, есть, светлый, умный.
(6) На фоне активной лексики выделяется пассивная лексика.
(7) В неё входят слова, редко употребляющиеся в повседневном общении и не всегда понятные самим носителям языка. (8) Это слова, уже неактуальные в процессе общения (устаревшие слова), или, наоборот, новые слова, недавно появившиеся и ещё не ставшие привычными, актуальными, окончательно не вошедшие в общее употребление (неологизмы).
(9) Границы между активной и пассивной лексикой характеризуются подвижностью, изменчивостью. (10) Это значит, что возможен переход из одной группы в другую. (11) К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др., которые ранее принадлежали к активной лексике; в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике.
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) Словарный состав языка включает как активную, так и пассивную лексику.
2) Общеупотребительные слова составляют периферийную часть лексики.
3) Границы между активной и пассивной лексикой подвижны.
4) В состав активной лексики входят устаревшие слова и неологизмы.
5) Лексика — это словарный состав языка.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль публицистический, тип речи — рассуждение;
2) стиль разговорный, тип речи — рассуждение;
3) стиль художественный, тип речи — описание;
4) стиль научный, тип речи — повествование;
5) стиль официально-деловой, тип речи — описание.
(1) Сколько раз я зачарованно стоял перед главным украшением знаменитого Троицкого собора — иконой прославленного живописца Андрея Рублёва! (2) В иконе воплощены лучшие свойства его таланта: одухотворённость, нравственное благородство и простота. (3) А ещё необыкновенная игра красок... (4) Художник всегда стремился создавать иконы, которые, казалось, излучали свет.
(5) На значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трёх ангелов. (6) За каждым из трёх ангелов изображена его эмблема. (7) За одним — древо, которое по библейскому повествованию означает «древо жизни». (8) За вторым — возвышаются лёгкие, стройные палаты, являющиеся художественным образом радостного и вдохновенного познания. (9) За третьим ангелом находится гора — древний символ всего возвышенного.
(10) Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий её рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. (11) Художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает «высшим, неземным светом». (12) Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лён, и первые васильки в зеленеющей ещё ржи.
(13) Ещё долго учёные будут изучать историю создания знаменитой иконы. (14) А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век будут вести свою безмолвную и таинственную беседу над могилой «великого старца»...
Найдите в тексте (среди предложений 10—14) предложение, связанное с предыдущим при помощи лексического повтора, синонимической замены и местоимения. Номер предложения запишите цифрами (например, 15) в область ответов.
(1) Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем землю и так пролежал без движения несколько часов. (2) Но к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4) Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.
(5) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным хохолком. (6) «Земля», — сказал лётчик, и тяжёлый комок подкатил к горлу. (7) Никогда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так трогательна и так нежна.
(8) Голова у лётчика кружилась. (9) И он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (10) Она задыхалась. ( 11) Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. ( 12) Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше. (13) Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах и лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же нежную, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щёку.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 11-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.
(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».
(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.
Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
В приведённых ниже предложениях найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Когда появляется этот удивительный цветок, ночь становится яснее дня. Рассказывают, что бутон разрывается с треском и распускается золотым или красным, как пламя, цветком, да таким ярким, что глаза не в состоянии выносить чудестного сияния. Жаль, красуется он одно мгновение.
Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. садоводческий
Б. первоисточник
В. предсказание
Г. возгордиться
1. суффиксальный
2. приставочный
3. постфиксальный
4. приставочно-суффиксальный
5. сложение
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. наяву
Б. присыпочка
В. помыт
Г. очерствелый
1. приставка + корень + суффикс
2. приставка + корень + суффикс + суффикс
3. приставка + корень + окончание
4. приставка + корень + суффикс + окончание
5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите синтаксическую функцию инфинитива и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) Спорить с ним я никогда не мог.
Б) Наблюдать животных в их естественных условиях стало для него потребностью.
В) Отец приказал Петруше оставаться дома.
Г) Звонкий месяц выйдет скоро погулять по крышам хат.
1) сказуемое или часть сказуемого
2) подлежащее
3) обстоятельство
4) дополнение
5) определение
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б3В4Г2.
Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Мы не столько испугались, сколько растерялись, когда увидели незнакомца.
Б. Речная вода обладает удивительным свойством : иногда бывает трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.
В. Миниатюрность помещения, как мне показалось, подчёркивало бесчисленное множество находившихся в комнате памятных вещей: картин, гравюр и целой горы рукописных нот.
Г. Какая интересная экскурсия и как не хочется возвращаться домой!
1) простое осложнённое предложение
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение
5) сложное предложение с разными видами связи
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.